Трасса м53 сегодня. Федеральная автомобильная дорога М51, М53, М55 «Байкал. Пункты мед. помощи

Федеральная автомобильная дорога Р255 «Сибирь» - автомобильная дорога федерального значения Новосибирск – (Томск) – Кемерово – Красноярск – Иркутск.

Проходит по территории Новосибирской, Томской, Кемеровской, Иркутской областей и Красноярского края. Протяжённость автодороги - 1 860 километров.

Дорога является формальным продолжением на восток , вместе с которой входит в состав азиатского маршрута AH6.

Покрытие дороги асфальтобетонное с шириной проезжей части 7 м.

Вначале трасса дороги проходит в условиях равнинной местности.

Ряд участков дороги является опасным для движения и требует особого внимания водителя

  • с крутыми спусками и подъёмами (60 км, 139 км, 242 км, 305 км, 655 км, 809 км, 1470 км, 1575 км);
  • с крутыми поворотами (41 км, 227 км, 482 км, 548 км, 1364 км, 1464 км, 1487 км);
  • с ограниченной видимостью (235 км, 346 км, 483 км).

Дорога пересекает значительные реки: Томь (у Кемерова), Кию (у Мариинска), Чулым (у Ачинска), Енисей (у Красноярска), Кан (у Канска), Бирюсу (у Тайшета), Уду (у Нижнеудинска), Оку (у Зимы), Ию (у Тулуна), Белую (в Мальте) и Иркут (в Иркутске).

  • Встречаются мосты грузоподъемностью 40 тонн - через реку Пойму (1167 км), реку Ию (1464 км), на 1478 км и 1517 км.
  • Остальные мосты на дороге имеют грузоподъемность 60 и более тонн.
    Пункты мед.помощи: 23, 36, 52, 57(3), 82, 158(12), 176(1), 199(7), 206(1), 226(5), 245(4), 382, 402(3), 427(4), 447(4), 481(3), 506(4), 543, 583, 645(3), 690(2), 713, 775(2), 798, 812(3), 845, 931(5), 1049(3), 1103, 1370, 1441, 1487(4), 1623(5), 1754(3), 1800(5), 1815, 1840(1).
  • Посты ГАИ: 56, 126, 245, 295, 653, 755, 808, 845, 931, 1049, 1372, 1626, 1811, 1834.

Расстояния до объектов даны в километрах от начала дороги, в скобках даны удаления объектов от магистрали в километрах.

Пункты питания расположены по трассе в среднем через 50-60 км.

Маршрут

  • Автодорога начинается в Новосибирске выездом в северном направлении на города Кемерово и Томск. На выезде из Новосибирска тридцатикилометровый участок является четырёхполосным с бетонным ограждением.
  • У города Юрги есть поворот на Томск. Для подхода к нему существует отдельный подъезд, также именуемый «р255» “подъезд к городу Томск”) , а автодорога «Сибирь» продолжается в сторону Красноярска, проходя через города Кемерово и Мариинск Кемеровской области и Ачинск Красноярского края.
  • Объезда Кемерово нет, транзиту нужно проезжать через город.
  • Участок Кемерово - Мариинск начинается серпантином среди тайги, затем дорога выравнивается, вторая половина проходит ровно и спокойно.
  • Участок Мариинск - Ачинск также спокоен, что опять же требует постоянного внимания. Примерно посередине - комплекс кафе и мотелей. В Ачинске, помимо продолжения автодороги М53 в сторону Красноярска, начинается автодорога в южном направлении - в Хакасию, выводящая на трассу Р257 (М54) «Енисей».

  • Участок Ачинск - Красноярск оживлённее предыдущих - чувствуется приближение большого города.
  • От посёлка Шушково (703-722 км, 747-759 км, 787-802 км (рядом с аэропортом Емельяново) и сам подъезд к Красноярску) дорога расширяется, качество дорожного покрытия заметно улучшается.
  • В 36 км от Козульки находится круговой перекрёсток, где начинается дорога до трассы М54 «Енисей» Красноярск - Кызыл - госграница. Первый выезд с перекрёстка - на М54, следующий - на Красноярск.
  • Трасса Р255 (М53) обходит Красноярск по автодороге “Глубокий обход города Красноярска” по мосту через Енисей и уходит дальше на восток в направлении Иркутска.
  • Участок от Ангарска (1841 км по 1872 км(въезд в Иркутск) трасса четырёхполосная. В 2017 году проведена реконструкция)
  • Перед Иркутском в 2010 году введена в эксплуатацию объездная автодорога, напрямую связавшая автодорогу Р255 с трассой Р258 «Байкал».

Модернизация

Двенадцатого августа 2015 года дорожники торжественно открыли свежеотремонтированные участки на федеральной трассе Р255 «Сибирь» - путепровод в Нижнеудинском районе и семнадцатикилометровый отрезок магистрали в Тулунском районе. Этот участок был последним гравийным разрывом на федеральной автодороге не только в Иркутской области, но и в целом по стране. После этого вся Транссибирская автодорога стала полностью асфальтированной на всем протяжении.

Перспективы

В сентябре 2010 года министр транспорта заявил, что в ближайшее время на ремонт федеральной трассы М53 Красноярск - Иркутск будут направлены основные средства, предназначенные на строительство и ремонт дорог. Запланированы работы по асфальтированию грунтового участка. Будут пересмотрены планы по финансированию, с целью выделения средств на окончание строительства северной объездной дороги вокруг Новосибирска, которая позволит автотранспорту следовать с запада на восток, минуя Новосибирск, в сторону Томска, затем на Красноярский край, минуя Кемерово.


Федеральная автомобильная дорога М51, М53, М55 «Байкал» - автомобильная дорога федерального значения. Входит в состав азиатского маршрута AH6 . Часть дороги от Челябинска до Омска относится также к европейскому маршруту E30 . Часть дороги М51 проходит по территории Казахстана, которую можно миновать по объездной через Ишим.

М51 Челябинск - Курган - Петропавловск (Казахстан) - Омск - Новосибирск . Протяженность 1528 км. Далее дорога переходит в автомагистраль М-53 Новосибирск - Иркутск.



Дорога проходит по территории Челябинской, Курганской, Омской и Новосибирской области (часть дороги (190 км) по территории Казахстана).
Дорога на всем протяжении имеет асфальтобетонное покрытие с шириной проезжей части 7-8 метров.

Информация от 22.05.2015: - «Подчас сперва по Курганской, а затем и по Тюменской областям, дорога походила больше не на трассу, а на полигон для испытания камазов: частые дыры, ямы, неровности, а вот как сворачиваешь от Бердюжья на Ишим, начинается всамделишный «автобан». Весь отрезок в 80 км идеального качества двухполоска. Так что официально заявляю: проблемного участка Бердюжье-Ишим более не существует.» -

М53 - - - - . Протяженность 1860 км.
Автодорога начинается в Новосибирске, выездом в северном направлении, на город Томск. Не заходя в Томск - для этого существует отдельный подъезд, также именуемый «М-53» - автодорога «Байкал» без особых проблем доходит до города Кемерово, центра Кемеровской области.

Фото трассы Р-255 Сибирь, Красноярский край от мая 2015 года:





Далее дорога продолжается в сторону города Красноярск, проходя через города Мариинск Кемеровской области и Ачинск Красноярского края.
Участок Кемерово - Мариинск начинается серпантином среди Мариинской тайги, затем дорога выравнивается, и вторая половина проходит ровно и спокойно.
Участок Мариинск - Ачинск также утомительно-спокоен, что опять же требует постоянного внимания. Примерно посередине - пост ДПС «Боготол», комплекс кафе и мотелей. В Ачинске, помимо продолжения автодороги М-53 в сторону Красноярска, начинается автодорога в южном направлении - в Хакасию, которая выводит на трассу М-54.
Участок Ачинск - Красноярск оживлённее предыдущих - чувствуется приближение большого города. От посёлка Козулька (районный центр) дорога расширяется, качество дорожного покрытия заметно улучшается. Недалеко от Красноярска на круговом перекрёстке первый поворот направо уходит в сторону трассы М-54 «Енисей» Красноярск - Кызыл. Следующий выезд с перекрёстка - на Красноярск.
Трасса М-53 проходит Красноярск по северному краю, и уходит дальше на восток в направлении Иркутска.

М55 Иркутск - Улан-Удэ - Чита . Протяженность 1113 км.
Автодорога начинается в Иркутске, выездом в южном направлении. Вскоре появляется город Шелехов, и через некоторое время дорога серпантином начинает взбираться в гору. С высшей точки открывается великолепный (в хорошую погоду) вид на Байкал, и посёлок Култук на берегу. Здесь же - ряды копчёной рыбы и сувениров, неподалёку, чуть выше дороги - кафе со стеклянными стенами.

Дорога проходит по территории Иркутской и Читинской области, Бурятии.
На основном протяжении дорога имеет асфальтобетонное покрытие с шириной проезжей части 7м (встречаются участки с цементобетонным и щебеночным покрытием).

Трасса М 58 «Амур»

Километры трассы М-58 «Амур» – это живописные пейзажи Забайкальского края, Амурской и Еврейской автономной областей и Хабаровского края. Дорога простирается от Байкала до Тихого океана и является частью глобального транспортного коридора Париж – Берлин – Варшава – Москва – Владивосток с выходом на азиатские страны.

Пожалуй, нет больше в мире ни одного другого государства, где пути сообщения между городами и регионами имели бы такое же первостепенное значение, как в России. Только дороги объединяют грандиозные географические пространства в единую страну. И номера трасс на карте здесь знакомы и понятны не одним лишь водителям-дальнобойщикам.

Из Западной Сибири в Восточную

М53, для краткости обозначаемая как "Сибирь", проходит через Новосибирскую, Томскую, Кемеровскую области и Красноярский край. Завершается она в В некоторых источниках эту дорогу обозначают кодовым словом "Байкал", что принципиально неверно - крупнейшее в мире пресноводное озеро находится восточнее Иркутска, в котором она завершается. Правильным это обозначение можно считать только для всего исторического пути с Урала до Байкала. А М53-трасса составляет только часть этого маршрута. И она имеет совершенно официальное обозначение - "Сибирь". Города, через которые проходит М53-трасса, относятся к крупнейшим историческим, промышленным и культурным центрам Сибири. Общая протяжённость этой дороги составляет 1860 километров. При движении с запада на восток страны М53-трасса является непосредственным продолжением федеральной автомобильной дороги М51 "Иртыш", идущей с Южного Урала до Новосибирска через Курган и Омск. А восточнее Иркутска движение в направлении Тихого океана продолжается уже по федеральной автомобильной дороге М55, идущей в направлении на Улан-Удэ и далее на Читу.

Из истории путей сообщения

Современная на карте составляет дистанцию на историческом пути из центральной России к Тихому океану. Этот старейший транссибирский сухопутный тракт появился ещё в середине восемнадцатого века. Разумеется, в те далёкие времена отсутствовали мостовые переправы через великие сибирские реки, да и различные участки пути, именуемого в исторических источниках "Московским трактом", не отличались стабильностью. На многих участках они дублировались и представляли собой скорее направления движения, чем полноценно обустроенные дороги. Но мосты и дороги строились постепенно, по мере продвижения Российской империи на восток. А один из мостовых переходов хорошо знаком даже тем, кто никогда не был в Сибири. М53-трасса проходит в Красноярске по мосту через Енисей. Именно он изображен на банкноте в десять рублей.

Номера трасс на карте России

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют обозначения автомобильных дорог, принятые в Постановлении Правительства РФ от 17 ноября 2010 года. Этим документом определяются новые обозначения для некоторых трасс, имеющих федеральное значение. В частности, они обозначаются префиксом "М", как идущие от Москвы. Но вместе с тем временно остаётся в силе прежняя система кодификации. Её действие прекращается с 1 января 2018 года. В новой системе кодификации трасс отсутствует их разделение по категориям - на магистральные и второстепенные. Но сохраняется тенденция возрастания порядковых номеров трасс по мере их удаления от столицы.

Трасса М53 сегодня

В настоящее время строительство федеральной трассы "Сибирь" ни в коем случае нельзя назвать завершённым. При том, что по всей трассе в круглосуточном режиме осуществляются грузовые и пассажирские перевозки, на многих её участках дорожное покрытие оставляет желать лучшего, а нередко и отсутствует совсем. Работы по ремонту и строительству трассы не прекращались практически никогда. Требует совершенствования и инфраструктура придорожного сервиса. Строителям трассы приходится преодолевать значительные трудности. Связано это в первую очередь со сложными грунтами. На значительном протяжении они требуют предварительного укрепления, прежде чем на них можно будет возводить насыпь под будущую дорогу. Многие населённые пункты трасса пересекает прямо по центральной улице. Так исторически сложилось. Это не создавало особых проблем вплоть до начала двадцатого века, пока основным видом транспорта был гужевой. Но в настоящее время приходится вкладывать значительные средства в возведение обходных участков вокруг населённых пунктов.

Дистанция Новосибирск - Кемерово

На своём начальном этапе М53 проходит преимущественно по равнинной местности. Из Новосибирска дорога выходит в северном направлении, на Томск. Но в этот город она не заходит, сворачивая вправо на Кемерово. До Томска следует свернуть налево, ответвление дороги обозначено на картах тем же самым обозначением М53, что и вся трасса. Состояние дорожного полотна на всём протяжении трассы до Кемерово - вполне удовлетворительное. составляет семь метров. Дорожное покрытие - асфальтобетонное. Из значительных водных преград - только река Томь, мост через неё находится неподалёку от Кемерово. По статистике, на этой дистанции пути количество ДТП - минимально.

Участок Кемерово - Иркутск

Это наиболее сложный отрезок трассы. Твёрдое дорожное покрытие имеется здесь далеко не на всех участках. Особенно сложен отрезок пути Кемерово - Мариинск, проходящий по возвышенной местности. Дорога здесь пересекает большой таёжный массив, и её очертания приобретают серпантинный характер. После Мариинска трасса выравнивается, и дорога становится спокойнее. За бывшим постом ДПС "Боготол" - удобное место для стоянки и отдыха. Имеются в наличии структуры придорожного сервиса в виде кафе и мотелей. После Ачинска движение на трассе становится более оживлённым, это сказывается приближение большого города - Красноярска. Сам город трасса М53 минует вдоль его окраины, по северному обводу. И далее остаётся заключительный участок пути до Иркутска. На этом отрезке имеются сложные участки дороги, без твёрдого покрытия. Наибольшее их количество находится в районе Тайшета. Особенно сложно здесь бывает при выпадении атмосферных осадков.

О чём необходимо помнить на трассе "Сибирь"

Движение по сибирским дорогам имеет свою специфику. Она определяется географией и климатом. Карта М53-трассы способна продемонстрировать, какое большое расстояние здесь приходится преодолевать на пути от одного населённого пункта до другого. Любой отказ техники в пути может вас оставить наедине с возникшими проблемами. Поэтому по сибирским трассам лучше всего перемещаться, как это было принято в древние времена, в составе караванов. Особенно это актуально в зимний период времени. Климат в Сибири - резко континентальный, с большим годовым перепадом температур. Это означает, что летом здесь бывает довольно жарко, а зимой очень холодно. Весьма часто случаются и снежные заносы, сильно затрудняющие движение по трассе.

Московские ворота в Иркутске

Интересным историческим памятником, непосредственно связанным с федеральной трассой М53, является триумфальная арка в Иркутске. Она была воздвигнута в 1813 году на берегу Ангары. В этом месте начинался Московский тракт, неблизкий путь из Восточной Сибири в центральные районы России. И арка, воздвигнутая в честь Императора Александра Первого, его открывала. Выразительный архитектурный памятник, выполненный в стилистике классицизма, был снесён не в советскую эпоху, а ещё до начала Первой мировой войны. Городские власти в тот момент не нашли средств на его ремонт. Но он восстановлен в первозданном виде уже в наше время, на прежнем фундаменте, ровно через 200 лет после завершения строительства оригинала.

Входит в состав азиатского маршрута AH6. Часть дороги от Челябинска до Омска относится также к европейскому маршруту E 30. Часть дороги М51 проходит по территории Казахстана, которую можно миновать по объездной через Ишим.

М51 Челябинск - Курган - Ишим - Омск - Новосибирск

Протяженность: 1528 км

Дорога на всем протяжении имеет асфальтобетонное покрытие с шириной проезжей части 7-8 м.

Средняя температура января изменяется по трассе от -14°С до -20°С.

Опасными для движения являются участки:

    с крутым спуском (234 км),

    с крутыми поворотами (790 км, 871 км, 890 км, 956 км),

    с ограниченной видимостью (15 км, 234 км, 890 км).

Дорога пересекает значительные реки: Тобол, Иртыш, Ишим, Обь.

Все мосты имеют грузоподъемность 60-80 т.

Данные сервисного обслуживания (расстояния до объектов даны в км от начала дороги):

    Пункты мед помощи: 859, 904, 942(1), 1316(3), 1399(3), 1415(6).

    Посты ГАИ: 27, 95, 126, 171, 207, 295, 396, 443, 763, 812, 832, 997.

Пункты питания расположены на трассе в среднем через 100-125 км.

Через Северный обход г. Новосибирска автодорога переходит в М53, на протяжении 27 км от поста ДПС на Северном обходе г. Новосибирска до п. Сокур - четыре полосы (по две полосы в каждую сторону с разделением потоков, действует с 10 ноября 2011).

Дорога проходит по территории Челябинской, Курганской, Омской и Новосибирской области (часть дороги (190 км) по территории Казахстана) .

М53 Новосибирск - (Томск -) Кемерово - Красноярск - Иркутск

Протяженность: 1860 км

Проходит по территории Новосибирской, Кемеровской, Иркутской областей, Красноярского края.

Покрытие дороги асфальтобетонное с шириной проезжей части 7 м.

Вначале трасса дороги проходит в условиях равнинной местности.

Климат континентальный с жарким летом и умеренно суровой малоснежной зимой.

    с крутыми спусками и подъемами (60 км, 139 км, 242 км, 305 км, 655 км, 809 км, 1470 км, 1575 км);

    с крутыми поворотами (41 км, 227 км, 482 км, 548 км, 1364 км, 1464 км, 1487 км);

    с ограниченной видимостью (235 км, 346 км,483 км).

Встречаются мосты грузоподъемностью 40 т - через р. Пойму (1167 км), (1464 км), на 1478 км и 1517 км.

Остальные мосты на дороге имеют грузоподъемность 60 и более тонн.

(расстояния до объектов даны в км от начала дороги. В скобках даны удаления объектов от магистрали в км)

Пункты мед.помощи : 23, 36, 52, 57(3), 82, 158(12), 176(1), 199(7), 206(1), 226(5), 245(4), 382, 402(3), 427(4), 447(4), 481(3), 506(4), 543, 583, 645(3), 690(2), 713, 775(2), 798, 812(3), 845, 931(5), 1049(3), 1103, 1370, 1441, 1487(4), 1623(5), 1754(3), 1800(5), 1815, 1840(1).

Посты ГАИ : 56, 126, 245, 295, 653, 755, 808, 845, 931, 1049, 1372, 1626, 1811, 1834.

Пункты питания расположены по трассе в среднем через 50-60 км.

Автодорога начинается в Новосибирске, выездом в северном направлении, на город Томск. Не заходя в Томск - для этого существует отдельный подъезд, также именуемый «М-53» - автодорога «Байкал» без особых проблем доходит до города Кемерово, центра Кемеровской области.

Участок Кемерово - Мариинск начинается серпантином среди мариинской тайги, затем дорога выравнивается, вторая половина проходит ровно и спокойно.

Участок Мариинск - Ачинск также утомительно-спокоен, что опять же требует постоянного внимания. Примерно посередине - пост ДПС «Боготол », комплекс кафе и мотелей. В Ачинске, помимо продолжения автодороги М-53 в сторону Красноярска, начинается автодорога в южном направлении - в Хакасию , выводящая на трассу М-54 .

Участок Ачинск - Красноярск оживлённее предыдущих - чувствуется приближение большого города. От посёлка Козулька (районный центр ) дорога расширяется, качество дорожного покрытия заметно улучшается. Недалеко от Красноярска на круговом перекрёстке первый поворот направо уходит в сторону трассы М-54 «Енисей» Красноярск - Кызыл. Следующий выезд с перекрёстка - на Красноярск.

Трасса М-53 проходит Красноярск по северному краю, и уходит дальше на восток в направлении , где собственно и начинается раллийный участок федеральной трассы.

В сентябре 2013 года с опережением сроков был сдан участок трассы М-53 «Байкал» с 1465-го по 1469-й км: гравийка превратилась в шикарную 9-метровую дорогу с идеально ровным асфальтом. В этом году специалисты «Труда» продолжают облагораживать федеральную трассу в на участке 1443-й - 1454-й км. Специально для того, чтобы заасфальтировать участок протяженностью более 10 км, «Труд» установил здесь асфальтобетонный завод.

М55 Иркутск - Улан-Удэ - Чита

Краткий маршрут

276 км - Бабушкин

447 км - Улан-Удэ

491 км - Тарбагатай (Бурятия)

652 км - Петровск-Забайкальский

794 км - Хилок

1113 км - Чита

Протяженность: 1113 км.

Дорога проходит по территории , Республики Бурятия и Забайкальского края.

На основном протяжении дорога имеет асфальтобетонное покрытие с шириной проезжей части 7 м (встречаются участки с цементобетонным и щебеночным покрытием).

Климат по трассе резко-континентальный, с длительной холодной зимой(средняя температура января -24 °С и коротким жарким летом (средняя температура июля +20 °С ).

Ряд участков дороги является опасным для движения и требует особого внимания водителя:

    с крутыми спусками и подъемами (34 км, 40 км, 52 км, 55 км, 243 км, 670 км 1029 км, 1081 км);

    с крутыми поворотами (15 км, 29 км, 41 км, 52 км, 105 км, 276 км, 347 км,498 км, 703 км);

    с ограниченной видимостью (100 км, 400 км, 1055 км).

Дорога пересекает значительные реки: Селенгу (у г. Улан-Удэ), Хилок (у г. Хилок).

Мосты имеют грузоподъемность 60 и более т.

Данные сервисного обслуживания (расстояния до объектов даны в км от начала дороги)

Пункты мед.помощ и: 19, 110, 146, 279, 362, 447, 559, 589, 604, 652, 670, 677, 904, 961.

Посты ГАИ : 10, 105, 372, 443, 556, 655, 794.

Пункты питания расположены в среднем через 40-50 км.

Техническая характеристика

    Ширина проезжей части - 7 м;

    Ширина земляного полотна - 12 м;

    Расчётная интенсивность движения - 3 000 автомобилей в сутки;

    Расчётная скорость движения - 100 км/час;

    Протяженность - 1 113 км;

    Количество полос движения - две;

    Тип покрытия - усовершенствованный облегчённый.

История

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 октября 1970 года № 878-301 «О строительстве и реконструкции приграничных автомобильных дорог (АД) в районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии.» были созданы отдельные дорожно-строительные бригады ((одсбр ) в Главном военно-строительном управлении (ГВСУ) Министерства обороны СССР (МО СССР ) Вооружённых Сил СССР (ВС СССР ) которые были размещены и приступили в 1970 году на участках строительства и реконструкции дороги Иркутск - Чита в районах Забайкалья. Финансирование строительства и реконструкции осуществлялось за счёт капитальных вложений, выделяемых централизованно, один раз в год, на эти цели Советом Министров РСФСР . Общая протяжённость дороги от Иркутска до Читы достигала 1 172 км (с подъездами), из них 566 км составляли существующие участки с твёрдым покрытием, а 606 км предстояло построить вновь силами трёх отдельных дорожно-строительных бригад. Работы были начаты в 1970 году на трёх участках:

Всего на дороге Иркутск - Чита было построено и введено в эксплуатацию 606 км дороги с асфальтобетонным покрытием по нормативам III технической категории, при этом было освоено 207 000 000 рублей капитальных вложений (в сметных ценах 1969 года).

Было построено:

  1. 103 капитальных моста;
  2. 480 водопропускных труб;
  3. 12 комплексов зданий и сооружений службы эксплуатации дороги;
  4. 8 автозаправочных станций (АЗС );
  5. 3 автобусных вокзала (автовокзал);
  6. 2 станции технического обслуживания (СТО) автомобилей и дорожных машин;

По мере окончания работ на своих участках одсбр ГВСУ МО СССР перемещались на строительство АД «Чита - Хабаровск» (М58).

Работы по строительству и реконструкции АД «Иркутск - Чита» в основном были закончены в 1981 году.

В результате чего возникла огромная пробка в районе города Усолье-Сибирское. Спустя несколько дней, после вмешательства Минтранса местные дорожные службы провели ремонт. Однако состояние трассы по-прежнему вызывает опасения.

"Из Томска до Иркутска Чехов добирался две недели через Мариинск, Ачинск, Красноярск, Канск. 2000 с лишним верст он ехал по ужасной дороге, полоскался в грязи, задерживался на станциях по 10-15 часов из-за поломок своей коляски, много верст шел пешком".

120 лет спустя после посещения этих мест Антоном Павловичем Чеховым, в плане дорог здесь, похоже, ни чего не изменилось. Сотни до верху груженых фур, товарами со всего света, превратились в единый автомобильный тромб. Отборный мат в кабинах грузовиков, кабинетах высоких начальников и первый номер всех теленовостей. Как это часто случается, дорога исчезла внезапно. Нижне Ингашский отрезок трассы М-53 стал местом потери десятков машин и сотен тонн грузов.

"Трое суток машины таскали, пробивали поддоны. Видите, какие булыжники валяются, отрывали аккумуляторы. А вчера ребята встали, потому, что не возможно было ехать и перекрыли дорогу. Только после этого пригнали дорожников и всю ночь посыпали", - говорит водитель дальнобойщик Александр Здешнев.

Даже у этих монгольских скакунов, которые провели стоя в фургоне несколько дней, абсолютно загнанный вид. Люди же провели четверо суток в антисанитарии, без еды и воды. Сжигая топливо, чтобы обогреть машины, дальнобойщики стояли в очереди за гусеничным трактором. Этот тягач стал единственным спасением из грязевого плена.

- Ты давай до конца тащи! Там все равно не пройдет.

Что же все-таки происходит с федеральной трассой М-53? Разовая травма или очередной рецидив хронической болезни, получившей огласку только сейчас. Мы решили взглянуть на дорогу своими глазами, а также глазами тех, кто по ней ездит, кто на ней живет и за нее отвечает.

Первых 300 километров пути от Красноярска до Нижнего Ингаша, первого знакомства с трассой М-53 "Байкал" уже могло хватить на томик воспоминаний или добрую прядь седых волос. Свой путь приходилось постоянно сверять по карте, отказываясь верить в то, что продолжаем движение по федеральной дороге.

- Вот указатель М-53! Что?! Это федеральная трасса?

- Не похоже!

На пятые сутки дорожные службы, восстановили движение по трассе и в сторону Иркутска и в сторону Красноярска. Пусть медленно, пусть с риском сломать ось или потерять колесо, но .

Именно эти 300 метров пути и стали причиной колоссальной пробки на трассе М-53. В том, что сейчас движение восстановлено, заслуга, скорее не дорожных служб, а погоды. Десятиградусные морозы, которые установились в Красноярском крае, сковали болота. Строителям оставалось лишь уложить плиты и засыпать ямы. Но, даже сейчас, вот это, слабо напоминает проезжую часть и уж тем более, федеральную трассу.

Это, скорее даже не ремонт аварийного участка, а восстановление движения любым путем. Бетонные плиты дорожники уложили прямо в болото. И, похоже, с этого момента начался обратный отсчет времени для данного отрезка пути. По словам дорожников, это так называема "времянка". До весны, мол, продержится, а там и реконструкция большая не за горами.

"На этот участок дороги внимание обращено. И мы приступили к его реконструкции. Наверное, это раньше надо было сделать, пока полотно еще держало. И в этом году, согласно контракту выделено 200 миллионов рублей. И это не окончательная цифра", - говорит генеральный директор ООО "Дорожно-строительная компания" Николай Юнг.

Опытные водители хорошо знают все коварство этой дороги. Преодолев, казалось самый сложный участок пути, машины разбиваются на ровном месте. Всего в пятидесяти километрах от нашумевшего провала дороги, всего через несколько часов, Байкал преподносит очередной неприятный сюрприз. Костры у дороги. Согреваясь, водители жгут то, что везли. На сегодня для них дорога окончена. Наливая по сто граммов для согрева, вспоминают о своем профессиональном празднике.

- Таким образом отмечаем день водителя. Закупили баранов с автопредприятием, гаишники, начальство. А мне утром звонят: машина твоя в кювете.

- Отметим!

Дмитрий говорит, что уже лет десять как езда по М-53 каждый раз напоминает игру в "русскую рулетку". Он называет участок дороги от Ингаша до Решет, это около 60 километров, страшной дорогой. И благодарит Бога, что на этот раз все обошлось без жертв.

"Здесь вот крутой поворот. Навстречу машина выскочила. У него ничего не оставалось: на тормоза нажал и его занесло и в кювет свалился. Благо, что сильно не помял, но вида товарного нет у машины. Слава Богу, что водитель остался жив", - рассказывает водитель Дмитрий Куцко.

На этом склоне в кювет сошли сразу две машины. В ожидании помощи иногда проходят целые сутки. Эта "Вольво" все еще продолжает медленно сползать с дороги. Находиться на улице холодно - в машине опасно.

"Страшно подходить, она может упасть туда. Я и в кабину боюсь лезть, потому, что машина может в любое время пойти. Уже задние колеса оторвались. Грунт сырой, болото снизу, она тонет. Может, упадет сегодня ночью, может завтра утром. Шатается. Жалко машину! Попадаем на деньги, на все", - делится водитель Сергей Багрицов.

Скользкая как каток дорога, здесь не спасает даже шипованая резина. Многочисленных выбоин, глубиной до 20-30 сантиметров на ночной дороге просто не видно. Как итог, автомобиль нашей съемочной группы вылетает в кювет. И только чудом машина повисает на самом краю дороги.

- Трасса М-53 и мы тоже здесь!

В таких случаях надежды на спасателей мало. До ближайших деревень километров по 30. Нам повезло, дорожный пескоразбрасыватель на этот раз проезжал вовремя. А еще дальнобойщики. Нашу "Ниву" вытащили буквально на руках.

- Вытаскивают машину!

Куда меньше повезло нашим коллегам. Спустя всего несколько часов после нашего вылета на обочину, в серьезную аварию попадает автомобиль, где ехала съемочная группа телеканала "Россия". Это было первое знакомство наших коллег с трассой.

"Мы ехали по заданию редакции, снимали фильм о трассе, о ее проблемах. Держали скорость, примерно 70 километров в час, потому что знали, что на этой трассе опасные участки и гололед. Потом произошло что-то неожиданное. Машину стало подкидывать, заносить и мы резко съехали в кювет. Несколько раз перевернулись, машина ударилась о дерево, и вот, собственно в таком состоянии", - поясняет корреспондент телеканала "Россия" Дмитрий Кайстро.

Почувствовать всю прелесть трассы М-53, можно не выходя из дома. Село Верхний Ингаш. Огромные фуры проносятся всего в трех метрах от жилых домов. Иногда старые срубы используют для экстренного торможения. Например, как этот большегруз. Баба Валя как раз готовила еду в небольшой кухне.

"Слышу тут, как стрельнуло, как гукнуло! Как же я напугалась. И все на меня, переборка. Ладно, что не на голову, а на руку. Я испугалась, не знаю куда мне бежать. Выползла я на улицу. Калитку открывать, а я не могу. Кричу: караул! Караул! А никого нету. Все там", - рассказывает жительница поселка Верхний Ингаш Валентина Гончарова.

Жители многочисленных деревень, через которые проходит трасса, боятся переходить дорогу. Вырвавшись на приличный кусок дороги, тягачи пытаются, обгоняя друг друга, наверстать упущенное время. Ветхие дома едва выдерживают.

"Шум большой, машины идут, не перейти нам старым дорогу. С палочкой ходим. И боимся, такие машины сейчас идут. Раньше так не ходили. Ну куды ее денут эту дорогу, ни куды не денут", - говорит жительница поселка Верхний Ингаш Надежда Лузан.

В местном ГИБДД к частым авариям, похоже, уже привыкли. Это уже привычные дело на пути из Красноярска в Иркутск.

"Люди устают, при движении по плохой дороге. Из-за этого происходят все эти съезды. От усталости водителей и от того, что они длительное время находятся за рулем. Контроля за этим, сейчас, практически нет", - отмечает начальник отделения ГИБДД ОВД по Нижнеингашскому району Дмитрий Трифонов.

По выражению лиц проезжавших дальнобойщиков становится ясно, что такие случаи на этой дороге, скорее - печальная закономерность. Реконструированные участки с вполне приличным покрытием резко сменяют практически непригодные для езды километры.

Отрезки пути, где трасса М-53 превращается в направление, водителям хорошо известны. Да и вообще, здесь не должно быть никаких большегрузных "Вольво", "Сканий" или "Кенвордов". Построенная еще несколько десятилетий назад, в советские времена, эта дорога была рассчитана для совершенно других машин, самой тяжелой из которых был ЗИЛ-130, ну максимум "КАМаз".

Именно большегрузные фуры, считают дорожники и превратили трассу в сплошное месиво. Директор дорожно-строительной компании Николай Юнг говорит, что машины идут с большим перегрузом, асфальтовое покрытие таких нагрузок просто не выдерживает.

"Когда водителя останавливаешь и спрашиваешь: у вас сколько загружено? Он по документам показывает 20 тонн и написан не тот груз, что у него загружен. Но мы видим, как ведет себя полотно. Нас же не обманешь. Проходят наши 26-тонные самосвалы груженые, ничего не происходит. Идет фура, тут же прорезает. У них колесная формула сзади односкатная резина", - поясняет Николай Юнг.

Водитель этой разбитой фуры говорит, что это в принципе не возможно. Дальнобойщикам платят лишь за тот груз, который указан в документах. Иного заработка нет. Да протащить груз весом в 60 тонн по бездорожью в принципе невозможно.

- У нас в России с таким грузом нигде не проедешь.

Такие взаимные обвинения дорожников и водителей длятся уже давно. Транспортные коллапсы на М-53 случаются по несколько раз в год, когда строптивая сибирская погода показывает свой характер. И это могло бы стать самым простым оправданием. Но к чести Красноярских дорожников мы все же получили ответ на прямо поставленный вопрос: кто виноват?

"Отвечает за все федеральное управление дорог Байкал. Я руководитель, соответственно я и должен нести ответственность. Других ни кого я в этом случае не вижу. Мы несем ответственность за состояние дороги", - объясняет начальник федерального управления федеральных дорог "Байкал" Константин Ляшкевич.

Эта трасса дорожникам досталась в наследство от Советского Союза со всеми вытекающими отсюда проблемами. Деньги на ремонт есть. На 60 километровый участок - заложено 600 миллионов рублей. Этих денег, хватит только на латание дороги. О строительстве современного покрытия речи не идет.

"Иллюзий мы не питаем. Тоже понимаем, что глобальной стройки здесь разворачивать никто не будет. Те участки, которые можно привести в нормальное состояние с помощью ремонтов. Если где-то нужна реконструкция, как на этом участке, значит, будем принимать решение о реконструкции", - говорит Константин Ляшкевич.

А пока в низинах, где не посыпано, как на катке. Ехать совершенно не возможно. Все, как и 120 лет назад, когда между Красноярском и Иркутском застрял Антон Павлович Чехов. Одни сплошные направления.