Нашли ли вертолет в норвегии. В норвегии в море упал российский вертолет. Работал на севере, чтобы закрыть ипотеку

Вертолет не имел разрешения на этот полет. Если бы россияне следовали законам страны, на территории которой работают, трагедии бы не случилось.

Переписку компании «Конверс Авиа» и норвежского департамента гражданской авиации опубликовала газета «Свалбардпостен». Письмо, датированное 20 декабря прошлого года, сообщает авиакомпании, что вертолет Ми-8 с бортовым номером RA22312 в 2017 году может осуществлять лишь внутренние перелеты, непосредственно связанные с горнодобывающей деятельностью треста «Арктикуголь». В тексте особо подчеркивается (со ссылкой на норвежские подзаконные акты): «Разрешение не распространяется на любые иные рейсы, коммерческие или некоммерческие (включая транспортировку туристов, грузов, ученых, а также международные рейсы со Шпицбергена)».

Напомню, 26 октября вертолет как раз перевозил ученых НИИ Арктики и Антарктики, завершавших цикл метеорологических исследований на архипелаге. На борту были сотрудники НИИ Олег Голованов, Николай Фадеев и Максим Каулио. Вместе с ними погибли члены экипажа — командир Евгений Баранов, второй пилот Владимир Фролов, бортмеханик Алексей Поуляускас, техник Марат Михтаров и инженер Алексей Королев.

Какие последствия будет иметь обнародование этих документов, пока неясно. Теоретически отправить людей в заведомо незаконный полет, из которого они не вернутся, означает получить обвинения по уголовному делу. Оно, напомню, уже возбуждено российским СК по статье «Нарушение правил безопасности полетов, повлекшее смерть двух и более лиц». Однако будут ли для российских следователей иметь значение норвежские документы и как «трудности перевода» повлияют на квалификацию деяний фигурантов — вопрос.

Однако вопросы должны бы возникнуть и к руководителям научной экспедиции: как продумывалось транспортное обеспечение ученых и что заставило отправить людей в смертельный полет? Понятно, что ресурса, чтобы зафрахтовать норвежский борт (а это в сложившейся ситуации было бы единственным законным решением вопроса), у НИИ не было. Видимо, как часто бывает, с российским трестом просто договорились «по-дружески».

Ограничения на полеты, выданные «Конверс Авиа», связаны с особенностями российского присутствия на архипелаге. По договору о Шпицбергене, россияне имеют право работать на ограниченной его части и вести строго определенную деятельность, соблюдая при этом законы норвежской короны. Эти законы не первый раз нарушаются (самый громкий скандал был связан с посещением архипелага находящимся под санкциями вице-премьером правительства РФ Дмитрием Рогозиным). Чем больше нарушений, тем строже норвежская сторона напоминает россиянам, что они в гостях. Тем не менее россияне продолжают вести себя на Свальбарде, как у себя дома.

В 2007 году россияне ухитрились провести несколько полетов, вообще не уведомив о них департамент авиации. Перевозили ученых и съемочную группу. Вертолеты тогда эксплуатировала компания «Спарк плюс». Получив претензию, «Арктикуголь» заявил, что это норвежцы нарушают договор о Шпицбергене, а именно пункт о равных правах на ведение бизнеса на архипелаге. Министерство транспорта и коммуникаций отклонило жалобу треста в августе 2008 года, напомнив, что полеты над Свальбардом могут производить только норвежские борты. А право россиян использовать свои вертолеты — исключение из правил и акт доброй воли. Вопрос решался на уровне МИД двух государств, и норвежская дипломатия оказалась более эффективной.

Но россиян это, разумеется, не остановило. Всплывшие сейчас документы вполне могут серьезно осложнить дальнейшую работу российской авиации на архипелаге.

Губернатор Кирстин Аскхольт пока дипломатично предполагает, что пребывание ученых в заброшенном поселке Пирамида и роковой полет могли быть косвенно связаны с горнодобывающей деятельностью россиян.

— Рано говорить о расследовании, мы пока сосредоточены на поисковой операции, — говорит она.

Траурных мероприятий в Баренцбурге еще не проводилось. «Арктикуголь» обещает провести панихиду лишь после того, как будут найдены тела всех пропавших членов экипажа и пассажиров. Генконсул России Вячеслав Николаев официально поблагодарил норвежскую сторону за организацию поисковой операции. После крушения единственного в этих краях российского вертолета губернатор Аскхольт предоставила россиянам собственный борт.

Что касается поисков тел погибших, они продолжаются, но пока не очень успешно. Единственное тело было найдено в 130 метрах от вертолета 30 октября. Останки направлены на экспертизу в норвежский город Тромсё.

Подъем со дна моря российского вертолета Ми-8. Фото: РИА Новости

В ночь на 4 ноября обломки вертолета были подняты на поверхность норвежским судном. На борту машины тел погибших не оказалось. Зато там нашли 24 спасательных жилета. Еще один жилет был ранее найден рядом с вертолетом. Это означает, что никто из пассажиров и членов экипажа не надел жилет перед морским перелетом, как того требуют правила безопасности. Также в ста метрах от места крушения на дне были найдены сумка, куртка и обувь. Речевой самописец в кабине не обнаружен. Найденные GPS-устройства будут расшифрованы в Москве.

Полина Духанова

У берегов Норвегии пропал с радаров российский вертолёт Ми-8, на борту которого находились восемь человек. По данным норвежской спасательной службы, он потерпел крушение. В МЧС России RT cообщили, что информация о полёте перестала поступать, когда вертолёт находился в 10 километрах от Баренцбурга на архипелаге Шпицберген. Российское ведомство готовит к вылету на Шпицберген самолет Ил-76 с водолазами, подводными аппаратами и беспилотниками.

Российский вертолёт потерпел крушение в море у берегов Норвегии. На его борту находились восемь человек, сообщает спасательная служба страны. Инцидент произошёл в нескольких километрах от российского шахтёрского посёлка Баренцбург на архипелаге Шпицберген.

«Российский вертолет, восемь человек на борту, упал в море в 2—3 километрах от Баренцбурга. спасательная служба Северной Норвегии координирует операцию», — говорится в Twitter ведомства.

Спасатели отмечают, что вертолёт, судя по всему, летел по маршруту посёлок Пирамида — Баренцбург.

«Вертолёт, скорее всего, направлялся из (российского. — RT ) посёлка Пирамида в Баренцбург. Он пропал и потерпел крушение около 15:35 по местному времени (16:35 мск. — RT ), — сообщается в Twitter.

На место происшествия были отправлены два спасательных судна и вертолёт, о чём заявил представитель спасательной службы Туре Хонгсет. Помимо этого туда выдвинулось и судно губернатора Шпицбергена «Поларсиссель» (Polarsyssel).

  • Судно Polarsyssel
  • Jan-Morten Bjoernbakk

Известно, что пропавший борт принадлежит компании «Конверс Авиа». Она является российской и действует с 1995 года. В её парке более 30 вертолётов, которые осуществляют авиационное обеспечение ледоколов и морских судов, а также обслуживают российские организации на территории Норвегии. Она также имеет официальную аккредитацию ООН и выполняет авиационное обслуживание миссий и подразделений всемирной организации.

«Вертолет принадлежит нашей компании. На данный момент мы не подтверждаем информацию, что он разбился. Пока с ним отсутствует связь», — приводит ТАСС заявление заместителя генерального директора «Конверс Авиа» Дмитрия Желязкова.

В компании отметили, что вертолёт был технически исправен и регулярно проходил проверки перед вылетом. «Вертолёт Ми-8АМТ адаптирован к полётам в северных районах, он 2013 года выпуска», — уточнил Желязков. Он подчеркнул, что воздушное судно пилотировал опытный экипаж, который хорошо знал специфику полётов на Шпицберген.

«В условиях Арктики работают одни из самых опытных лётчиков, имеют специальную подготовку. Командир — один из самых опытных в компании», — заявил замгендиректора.

К спасательной операции подключились и сотрудники «Конверс Авиа», о чём RT сообщил советник генерального директора авиакомпании Александр Шилов.

  • Знак города Баренцбург на архипелаге Шпицберген
  • РИА Новости
  • Михаил Воскресенский

Информацию о вертолёте подтвердили RT и в МЧС России. По их данным, борт пропал с экранов радаров в 10 километрах от Баренцбурга.

«Поступила информация, что в акватории Гренландского моря в 10 км от населённого пункта Баренцбург с экранов радаров пропал вертолёт Ми-8, на борту которого находились восемь граждан России. Вертолёт следовал по маршруту населённый пункт Пирамида — Баренцбург. Во взаимодействии с Норвежским объединённым спасательным координационным центром проводятся поисково-спасательные работы. В район предполагаемого нахождения вертолёта Ми-8 направлены вертолёты со спасателями на борту. Проведение работ осложняется неблагоприятными метеоусловиями», — заявил RT представитель Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС Артём Волков.

В ведомстве уточнили, что готовят к отправке на Шпицберген самолет Ил-76 со спасателями отряда «Центроспас» и центра «Лидер».

«На Шпицберген готовится к отправке группа спасателей, в состав которой войдут более 20 водолазов отряда «Центроспас» и центра «Лидер» МЧС России, имеющие допуск к глубоководным поисково-спасательным работам, а также подводные аппараты «Фалькон» и беспилотники для мониторинга акватории Гренландского моря», — цитирует ТАСС пресс-службу МЧС.

Как подтвердил российский генконсул на Шпицбергене Вячеслав Николаев, на борту вертолета были только граждане РФ.

«На борту были члены экипажа и трое учёных — все российские граждане. Пока что вертолёт не найден. Рассматриваются два возможных варианта: крушение и вынужденная посадка. Поисками занимаются как наши поисковики, так и норвежские спасательные службы», — цитирует ТАСС дипломата.

Он уточнил, что спасатели прибыли в район крушения в течение 20—30 минут. При этом Николаев подчеркнул, что пока не удалось установить точное местонахождение вертолёта.

  • Жители российского поселка Пирамида
  • РИА Новости

Тем временем норвежские спасатели сообщили, что вертолёт не подавал сигнала бедствия. «Насколько мы понимаем, речь идёт о крушении. Вертолёт не подавал сигнала бедствия», — заявил телеканалу NRK представитель службы Фин Туре Сортлан.

«Они ещё могут быть в живых, если на борту были средства спасения. Пока что нам не удалось обнаружить сам вертолёт, однако мы нашли следы горючего на воде и сужаем район поисков», — цитирует агентство Дельбекка.

Пресс-служба Министерства энергетики России обнародовала имена пассажиров и экипажа, пропавших у берегов Норвегии. Это сотрудники НИИ Арктики и Антарктики — Олег Голованов, Николай Фадеев и Максим Каулио. Члены экипажа — командир Евгений Баранов, второй пилот Владимир Фролов, бортмеханик Алексей Поуляускас, техник Марат Михтаров и инженер Алексей Королёв.

«В Свальбард пришла зима!». Этот пост второй пилот разбившегося у Шпицбергена МИ-8 Владимир Фролов сделал на своей страничке в социальной сети в начале октября, сопроводив его смайликом. А через три недели, днем 26 октября вертолет с Владимиром на борту потерпел крушение в Гренландском море ...

Предполагаемое место крушения вертолета.Фото: Ольга ЖУК

Вместе с ним в воздушном судне находились командир экипажа Владимир Баранов , бортмеханик Алексей Паулаускас , техник Марат Михтаров и инженер Алексей Ковалев . Плюс трое ученых из питерского НИИ Арктики и Антарктики - замначальника сезонной экспедиции «Шпицберген - 2017» 44-летний Олег Голованов , инженер 25-летний Максим Каулио и руководитель химико-аналитической лаборатории Российской научной арктической экспедиции на архипелаге Шпицберген 28-летний Николай Фатеев .


РАБОТАЛ НА СЕВЕРЕ, ЧТОБЫ ЗАКРЫТЬ ИПОТЕКУ

Такой дружной командой работать на север питерцы ездили не раз. Ученые исследовали снежный покров Баренцбурга . У каждого была своя задача.

Олег - гидролог по образованию. Он наблюдал за состоянием ледника и проистекающих из него речек и ручьев, - рассказал «Комсомолке» пресс-секретарь НИИ Арктики и Антарктики Сергей Лесенков . - Максим был его помощником, а Николай Фатеев работал на базе, собирал информацию от ребят.

Ребята были веселыми, дружными, - добавляет коллега ученых Марина Павлова . - Они все - специалисты широкого профиля. Работы много, финансирование более-менее есть, а вот специалистов не хватает. Очень уж там тяжелые условия для жизни.

По словам Марины Павловой, пропавшие ученые приезжали на Шпицберген на зимовки (вахтовая работа, - Ред .). В научную экспедицию в 2017 году они отправились пару месяцев назад.

А вот Коля там был с июля, насколько я знаю. Он ездил на Шпицберген на зимовки, чтобы закрыть ипотеку, - добавила знакомая.


Срок экспедиции подходил к концу. Олег Голованов и Максим Каулио собирались вот-вот улететь из Шпицбергена, потому что там начинались лютые морозы , и вернуться в Петербург ... На севере должен был остаться только Николай Фатеев.

Коля ведь не хотел оставаться на зимовку, он с девушкой познакомился в Питере , - вздыхает в трубку друг пропавших полярников Николай Игнатьев . - Но почему-то решил еще сезон поработать. У него мама осталась, а у Олега жена и дети... Как они теперь...

ДВА КИЛОМЕТРА ДО ЗЕМЛИ

Поисковые работы у побережья Шпицбергена начались 26 октября и продолжаются до сих пор. Сегодня днем спасатели обнаружили предположительное место крушения вертолета. На поверхности океана были видны пузыри, и ощущался сильный запах горючего. Специалисты считают, что там может находиться либо вертолет целиком, либо его крупная часть.

Глубина, где предположительно упал вертолет, достигает 200 метров. Им не хватило двух километров, чтобы долететь до земли, - прокомментировал «КП » заместитель генерального директора по организации перевозок и авиационных работ «Конверс Авиа» Дмитрий Желязков.

Тем временем, следственный комитет на транспорте по СЗФО возбудил уголовное дело по статье «Нарушения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее наступление смерти более двух лиц». МЧС России отправит в Норвегию спасателей-водолазов со специальным оборудованием и снаряжением.


Вы знаете, у нас все равно остается надежда, - признаются друзья одного из членов экипажа. - Мы хотим верить в лучшее. Хоть и понимаем, что с каждым часом вероятность найти кого-то в живых становится все меньше...

Напомним, что на предполагаемом месте ЧП сразу начали работать норвежские экстренные службы - это два вертолета, морские суда и корабли береговой охраны. Увы, поиски осложняют метеоусловия.

Вода холодная, подводное течение довольно сильное, а днем 27 октября ветер дул со скоростью примерно 15 метров в секунду, - поделились спасатели.

ЗВОНОК СПАСАТЕЛЮ

«Шанс выжить есть, но очень маленький»

Мнением о произошедшем ЧП с «Комсомолкой» поделился председатель высшего совета Российского союза спасателей, спасатель международного класса Сергей ЩЕТИНИН.

- Сергей Викторович, пока пропавших граждан РФ не нашли ни живыми, ни мертвыми. Есть ли у них шанс выжить?

Пока не обнаружены останки, всегда остается вероятность найти выживших. И этот случай не исключение. Другое дело - условия, в которых вертолет потерпел крушение. Север, низкие температуры... Это не облегчает задачу.

На самом деле все зависит от ситуации. Если воздушное судно рухнуло прямо в воду, то шансов мало. Если на лед и при этом не загорелось, то люди могли спастись. Очень много факторов, влияющих на выживаемость. Но пока давайте надеяться на лучшее.

Говорят, на вертолетах МИ-8 должны быть спасательные плоты, на которых можно долго находиться в холодном море. Это так?

Должно быть так. Специальными спасательными средствами должны быть укомплектованы все борта, которые летают над водой.

- Ими всегда можно воспользоваться?

По-разному. Если вертолет падает колесами вниз - это одно. Если переворачивается и ударяется о воду ротором - это совершенно другое... История знает десятки вариантов! Все точки над i тут сможет расставить только специальная комиссия, которая досконально изучит ЧП.


КОНКРЕТНО

Вертолет МИ-8 АМТ (бортовой номер RA-22312) вылетел в 15.49 из поселка Пирамида в поселок Баренцбург. Последний сеанс связи был за 20 километров на подлете к пункту назначения. Как сообщается на сайте Министерства энергетики РФ , вертолет обслуживает подрядная организация АО «Авиакомпания Конверс Авиа». Само воздушное судно находилось в лизинге у компании «Арктикуголь ».

Официальных версий произошедшего пока нет. По неофициальной - летчики могли «потеряться в пространстве» из-за плохих погодных условий, в том числе из-за сильного ветра.

КСТАТИ

Сотрудник компании «Арктикуголь» рассказал о техническом состоянии МИ-8: «Выдраен, как новая копейка! »

Один из сотрудников компании «Арктикуголь», который совершил шесть полетов на МИ-8 с бортовым номером RA-22312, рассказал «КП», что вертолет был новый, 2014 года, и обслуживался достаточно качественно.

Я летал другим маршрутом, где расстояние всего пятнадцать километров, а воздушные судна курсируют, будто челноки, - поделился наш собеседник. - Но впечатления от полета были самые положительные: все проходило очень спокойно. Да и обслуживание вертолетов самое наилучшее. Эти хеликоптеры выдраены, как новые копейки! Их не морозят на улице, а сразу по прилету загоняют в теплые ангары. Пилоты - настоящие профессионалы, асы. Абы кого сюда бы не пригласили.

По словам мужчины, расстояние между поселком Пирамида, откуда вылетел RA-22312, до Баренцбурга составляет около 90 километров. До него можно долететь и над горами и над водой. Пилоты предпочитали последний вариант - он считается более безопасным...

Это действительно так. Пилоты объясняли, что в горном воздухе могут образовываться какие-то опасные завихрения, поэтому лучше лететь над морем, - сказал нам представитель «Арктикуголя». - Поэтому представить, что произошло в тот день, мне очень трудно.

Вертолет, упавший в океан в Норвегии, не долетел два километра до земли. На борту было пять членов экипажа и трое исследователей из НИИ Арктики и Антарктики [фото, видео]