Автомобильное путешествие по монголии. Проезд в монголию. Туристическая поездка на длительный срок

Почему вдруг Монголия выбрана была мною для путешествия? Это страна, где девственная природа, нет толп туристов, а разнообразие ландшафтов просто поражает. Мне хотелось увидеть великую пустыню Гоби. Программа путешествия была очень насыщенна, но в целом ее можно разделить на две части: первая — пустыня Гоби, вторая — монгольский Алтай.

Хочу отметить, что мое путешествие началось в Барнауле. Первый день — знакомство с Алтаем. Он прошел по знаменитому Чуйскому тракту, который признан самой красивой дорогой нашей страны!

На второй день мы приехали в последний российский поселок — Ташанта. Долгая процедура пересечения границы. И вот нашему взору с перевала Дурбэт-Даба (2481 м) открывается бескрайняя, выжженная солнцем и истоптанная когда-то тысячами копыт непобедимого войска самого Чингисхана Великая монгольская степь.

Первое, что вызвало восторг, — это непуганые животные. На каменистых склонах то и дело мелькали неуклюжие сурки и проворные суслики. Но к вечеру небо затянуло серыми тучами, и безлесые хребты, которые в свете солнца играли красками, приобрели серый и немного устрашающий вид.

Уже под моросящим дождем прибыли к месту первой стоянки на берегу озера Толбо-Нуур. Толбо-Нуур — живописное горное озеро, которое лежит в окружении величественных гор на высоте 2079 метров. Это одно из самых больших озер Монголии. Утром, вылезая из мокрой палатки, я поразилась его размерами. Озера в этой стране можно сравнивать с морями и по размерам, и по минерализации воды, так как многие из них являются не чем иным, как остатками древних больших водоемов.

В Монголии почти нет асфальтированных дорог, поэтому наше 10-дневное путешествие в 1600 км проходило на УАЗе. Однако мы посмотрели лишь небольшую северо-западную часть страны.

Вот за окном автомобиля высокогорное плато с цветными хребтами. Горы, как на полотнах Николая Рериха, — яркие и живописные. Проехав город Ховд, мы продолжаем путь к озеру Хар-Ус Нуур, на берегу которого мы заночевали в палатках.

Здесь я по-настоящему узнала, что такое комары в степи. У воды в жесткой траве целые тучи этих крупных насекомых. Защититься от них практически невозможно. На песчаном берегу я наблюдала за юркими гекконами — хозяевами пустыни и сухой степи. Их следы и норки присутствуют везде, да и сами они невозмутимо снуют под ногами и смело позируют фотографу.

Дикие верблюды и пустыня Гоби

И снова долгий утомительный путь по сухой каменистой степи. Низкие колючие растения, маленькие невзрачные цветочки, пыльно, жарко. Удивление вызывают среди этой скудной растительности стада овец, коз, группы верблюдов и мохнатых яков. Нас развеселили сайгаки, которые устроили соревнования с нашим автомобилем, без труда обогнали нас и растворились в облаке пыли. По дороге мы встретили группу диких верблюдов, выскочили из машины и долго щелкали затворами фотоаппаратов.

В конце дня мы с восторгом окунулись в воды озера Дерген-Нуур, в котором высокое содержание соли, что осложнило наш быт. К берегам озера вплотную прилегают дюны самого большого по площади песчаного массива Монголии — Монгол Элс.

Море песков протянулось с юго-востока на северо-запад почти на 225 км, это один из самых крупных песчаных массивов. Вот она, пустыня Гоби, к которой я стремилась! На уроках географии я много рассказывала о ней, но не знала, как это чудо природы выглядит на самом деле. Два дня мы жили среди высоких песчаных дюн и барханов. Временами дул сильный ветер, который даже переворачивал палатки, и мелкий золотистый песок проникал всюду. Днем нас одолевала изнуряющая жара, а вечером — туча мошек.

Я долго бродила среди барханов. Чтобы полюбить пустыню, ее надо познать, почувствовать. Сначала даже растерялась, оказавшись среди пустоты и безмолвия. Пыталась взобраться на бархан, однако песок плыл под ногами. Но на рассвете открылась истинная красота пустыни: розовый свет наполнил пространство, и я увидела золотые пески Гоби.

Часами можно наблюдать, как ветер пересыпает песчинки и рисует замысловатые узоры на склонах барханов. Монотонный шум ветра не напрягает, а вносит какую-то размеренность и стройность в мысли. Гоби очень большая по размерам и многолика, она состоит из разных участков — песчаных, скалистых, покрытых мелкими осколками камней, ровных и холмистых, разных по цвету.

Но расставались с пустыней мы без сожаления, потому что... закончилась пресная вода. Огромный соленый водоем охлаждал тело, но не был источником утоления жажды.

На одного монгола — 13 лошадей

Путь наш лежал в красивейший уголок мира — в национальный парк Алтай Таван Богд, его территория включает в себя хребты монгольского Алтая. На берегу озера Хотон-Нуур мы прожили два дня. Это большое горное озеро, окруженное горами, здесь есть альпийские луга, высокие лиственницы, заснеженные вершины. И — маленькие, скромные эдельвейсы. Любители рыбалки ловили хариуса, а фотолюбители занимались съемкой окрестностей.

Многие километры степи безлюдны и пусты. Среди степи — редкие стоянки кочевников. Мы посещали юрты, наблюдали, как монгольская семья занимается хозяйством, пасет скот, доит коз, яков, делает сыр. В многовековой уклад жизни добавляются современные атрибуты. Пастухи увлеченно болтают по мобильнику, у юрты часто стоят солнечные батареи и спутниковые антенны.

А юрты здесь не пережиток прошлого, а полноценные, зачастую единственно возможные дома, которые отапливаются, как и в давние времена, кизяком. В настоящее время у монгола-кочевника имеется мотоцикл как основное средство передвижения. Лошадей много, на одного монгола их приходится примерно 13, монгольские лошади коренастого сложения, с относительно короткими ногами и большой головой.

Сами монголы — гостеприимный, открытый, добродушный, трудолюбивый народ. Среди местных жителей, кстати, немало казахов. Многие жители владеют русским языком, так как в прошлом с нашей страной были тесные связи.

Монголия — страна с богатой интересной историей, сейчас это демократическая республика. Во время нашего пребывания в ней проходили выборы в парламент.

Мы посетили лишь два небольших города и увидели, что продукты питания везут сюда из России — на прилавках российские рыбные консервы, тушенка, сгущенка, конфеты. Также много китайского товара.

Зато на экспорт Монголия отправляет медь и другие цветные металлы, плавиковый шпат, урановую руду, уголь, нефть, одежду, сельскохозяйственных животных, шерсть, шкуры, продукты животного происхождения, кашемир.

Ветер странствий

Но вот и закончилось мое путешествие, я вернулась в родной поселок Тульский с новым багажом впечатлений и знаний.

Что дало мне путешествие в дружественную страну? Оно раздвинуло границы моего мира, обогатило новыми знаниями, очистило от усталости, наполнило яркими впечатлениями. А еще у меня появились новые друзья, с которыми я делила радости и тяготы пути.

Меня спрашивали по возвращении домой, в Адыгею:

— Тебе понравилось путешествие?

— Да, Монголия прекрасна! — отвечала я.

— А еще поедешь?

— Меня ждут новые дороги, ведь наш мир так прекрасен и разнообразен. Да поможет и вам ветер странствий!

Нина Костарнова, преподаватель географии, автор книг по краеведению, член Русского географического общества

Поездка в Монголию раньше также не требовала больших хлопот, а сейчас всё стало ещё проще. В 2019 году для жителей России не нужна виза в Монголию, если вы хотите провести в стране не больше 30 дней. Наши советы помогут вам сориентироваться и подготовить все необходимые документы для въезда в страну и на более длительный срок. Данные правила являются актуальными в 2019 году.

Для подачи документов на визу необязательно личное обращение в консульство, сделать это можно и по электронной почте. Для этого нужно будет отправить все необходимые копии документов и анкет по email-адресу, а сами документы – по почте или курьерской доставкой.

Оформление визы

Вам понадобятся следующие документы:

  • заполненная анкета на получение визы;
  • загранпаспорт (оригинал) и копия страницы с фотографией;
  • одна фотография (3х4 или 3.5х4.5 см);
  • документы, подтверждающие, что вы занимаетесь какой-либо деятельностью, к которой вернётесь после поездки:
  • письмо с вашей работы или учёбы о предоставлении отпуска;
  • лицензию бизнеса и налоговую декларацию, если вы ИП;
  • документы из пенсионного фонда, если вы пенсионер.
  • приглашение;
  • документ об оплате визового сбора.

Стоимость и сроки оформления

Визовый сбор оплачивается в долларах и составляет 50$. Рассмотрение заявления осуществляется в течение 5 дней. Если вам нужно получить визу быстрее, вы можете заказать срочное рассмотрение, и тогда визовый сбор будет стоить примерно в два раза дороже.

Заполнение анкеты

образец заполнения анкеты для получения долгосрочной монгольской визы

Анкету нужно заполнить на русском, монгольском или английском языках. Заполняйте внимательно и разборчиво, чёрной ручкой либо сразу в электронном формате. Ошибок быть не должно.

Приглашение зависит от того, с какой целью вы едете в Монголию.

Туристическая поездка на длительный срок

Если вы едете как турист, то приглашение должно быть оформлено монгольским туристическим агентством и подтверждено МИД Монголии. Даже если вы оформляете документы самостоятельно, без помощи российских турагентств, вам всё равно придётся обратиться в консульство Монголии.

Деловая поездка

Если поездка связана с работой, вам необходимо предоставить приглашение от принимающей компании в Монголии. Это приглашение должно быть заверено и подписано по всем правилам, и там необходимо указать причину и срок поездки.

Учёба

Если вы едете в Монголию учиться, то вам понадобится письмо-допуск от учебного заведения, подтверждающее ваш статус студента и срок обучения.

Транзитная виза

Вам нужно будет представить документы, подтверждающие маршрут (копии билетов) и сроки поездки. Также нужна копия визы в страну назначения.

Несовершеннолетним

Если вы едете с ребёнком, то для него условия будут те же самые: наличие загранпаспорта, если пребывание в стране не превысит месяца, и оформление визы на более долгий срок. Если ребёнку нет 16 лет, его можно вписать в визу родителей. должны заниматься родители или опекуны. При поездке с одним из родителей вам нужно письменное и заверенное согласие второго.

Другие типы виз

Помимо вышеперечисленных, существуют ещё такие типы виз:

  • въездные, выездные и въездные-выездные визы;
  • 2-кратные;
  • мультивизы (на срок пребывания до одного года);
  • 2-кратные транзитные или транзитные мультивизы.

Пересечение границы

Попасть в Монголию из России можно разными способами.

  1. На самолёте. Из Москвы до Улан-Батора вы долетите примерно за 6 часов, рейсы осуществляются практически каждый день. Также летают самолёты из Иркутска и нерегулярно из некоторых других городов. Можно лететь и транзитом через другие страны.
  2. На поезде. Из Москвы поезда в Монголию идут два раза в неделю (время в дороге около 4 суток), из Иркутска – каждый день (около 36 часов).
  3. На автомобиле.
  4. На автобусе (из Улан-Удэ, Кызыла).

безвизового режима другие документы не нужны.

По территории страны передвигаться в автомобиле можно без всяких проблем, исключением считаются только приграничные зоны (30 км от границ) – для нахождения в этих зонах вам потребуются специальные разрешения, в других случаях с вас возьмут оплату за въезд на некоторые приграничные территории.

Также вы сможете взять автомобиль в аренду в Улан-Баторе. Но по закону вам придётся вместе с машиной «арендовать» местного водителя – сами вы за руль такой машины сесть не сможете. Лучше всего брать автомобиль на сутки.

На границе Монголии и России действуют 29 КПП. Среди них есть международные, двусторонние, сезонные и транзитные.

Прохождение границы для россиян не влечёт никаких проблем при наличии нужных документов. По времени это занимает от 4 часов до целого дня, в зависимости от того, какая в этот момент на границе очередь. Имейте в виду, что вам придётся заплатить таможенные сборы как на российской, так и на монгольской стороне.

Обновление от 18.11.2015 года

18 ноября 2015 года во многих информагентствах прошла новость, о том что с 1 января 2016 года Монголия в одностороннем порядке вновь вводит визовый режим для жителей России. Это якобы связано с повышенной террористической активностью в мире, а также, что в 2016 году Монголия готовится принять 20 юбилейный саммит АСЕМ (международной организации, объединяющей страны Восточной Азии и Европы), который пройдет в последнюю неделю июля в Улан-Баторе.

Хотим отметить что это очередная газетная «утка», никаких официальных заявлений по поводу ввода виз не было. Напротив, Россия и Монголия тесно развивают сотрудничество в туристической и экономической сфере и визы никто вводить обратно не собирается. Причем первоисточник этой «утки» портал asiarussia.ru удалил данную статью в течении нескольких часов после публикации, но крупные и солидные новостные порталы успели подхватит эту новость, что привело к неразберихе и легкой панике во многих туристических фирмах, работающих в данном направлении.

14 ноября 2014 года вступило в силу Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Монголии, подписанное 3 сентября 2014 года во время визита Президента России В.В.Путина в Монголию.

В соответствии с Соглашением граждане Российской Федерации и граждане Монголии, являющиеся владельцами дипломатических, служебных, заграничных паспортов, могут въезжать, выезжать, следовать транзитом и пребывать на территории другого государства БЕЗ ВИЗ до 30 дней. При этом суммарный срок пребывания не должен превышать 90 дней в течение периода в 180 дней, начиная с даты первого въезда.

Граждане одного государства, намеревающиеся пребывать, либо проживать на территории другого государства более 30 дней, либо осуществлять трудовую или коммерческую деятельность на его территории, должны получить визу в соответствии с законодательством государства въезда.

Таким образом, для посещения Монголии теперь требуется только заграничный паспорт, документы на машину, если управляете автомобилем по доверенности - нужна нотариально заверенная.

Со стороны Республики Алтай действует только один пограничный переход - многосторонний автомобильный пункт пропуска (МАПП) «Ташанта» со стороны России и КПП Цаган-Нур со стороны Монголии. Все иные переходы на территорию Монголии или обратно являются незаконными, и преследуются уголовной ответственностью!

Время работы МАПП «Ташанта»: в летнее время с 9:00 до 18:00, в зимнее время с 9:00 до 17:00, технологический перерыв с 13:00 до 14:00. Без выходных.

Для граждан третьих стран также возможен переход на МАПП Ташанта - Цаган-Нур, однако для иностранцев порядок прохождения и перечень документов будет иной. Если в группе, например, окажутся граждане бывших союзных республик, их, как граждан третьих стран, через границу без виз не пропустят.

Готовьтесь стоять в очереди на границе, это неизбежно. Если Монгольскую границу проходишь быстро, то на Российской проверяют с особой тщательностью, не вздумайте брать с собой всякие запрещенные предметы. Повышенная бдительность русских пограничников объясняется огромным количеством монгольских челноков, ввозящих всякое китайское барахло в Россию.

Для въезда на территорию Монголии на своем автомобиле достаточно одних международных водительских прав, никаких других разрешительных документов российского ГИБДД или замены российских автомобильных номерных знаков на монгольские знаки не требуется. Проехать через границу на автомобиле, управляемом по простой письменной доверенности нельзя - действительны только нотариально заверенные доверенности. При пересечении границы данные автомобиля заносятся в таможенную декларацию владельцем и фиксируются в компьютерной базе данных монгольской таможни.

МАПП Ташанта - Цаган-Нур расположен в высокогорной местности. Между российским и монгольским КПП (нейтральная зона) более 20 км грунтовой дороги и перевал Дурбэт-Даба высотой 2400 м. По правилам, в нейтральной зоне запрещено останавливаться, ее нужно как можно быстрее пересечь, тем более там нельзя оставаться на ночевку. Поэтому возможен такой случай, что вы пересечете российскую КПП, но к 18:00 не успеете пересечь Монгольскую, поэтому вам придется возвращаться обратно на российскую КПП и на следующее утро опять проходить все заново.

При пересечении границы взимаются местные сборы. Российская сторона взимает деньги за оформление документов (около 90 р.) на выезде из России и санитарную обработку машин $5-7 при въезде. Монгольская сторона взимает налог на транспорт - около $10 и страховку автомобиля - $20-25.

Для провоза через границу домашних животных требуется ветеринарный сертификат международного образца.

Пользование автомобильными рациями (27 МГц), спутниковыми телефонами и GPS не запрещено (закона о пользовании радиостанциями гражданского диапазона в Монголии нет) - ввоз их в Монголию и работа с ними разрешены. Проблемы начинаются на российской таможне - нужно разрешение на радиостанции, установленные на машинах. Для декларирования на российской таможне рекомендуется иметь сертифицированные в России приборы и указать в декларации их заводские номера, что облегчит их ввоз обратно. Например, GPS, которая, согласно действующим инструкциям, запрещена к ввозу в Россию.

Разрешен ввоз в Монголию охотничьего оружия при наличии международной лицензии и соблюдении правил ввоза охотничьего оружия. На границе охотника должен встречать представитель принимающей монгольской стороны с разрешением от монгольской полиции, которой владелец заранее сообщает серийный номер ствола и название оружия.

Провоз огнестрельного и газового оружия, металлоискателей, при соответствующих разрешительных документах, декларируется на таможне. Но провести металлоискатели без разрешения на археологические раскопки нельзя.

Каких либо ограничений для временного ввоза спортивного и экспедиционного снаряжения (парапланов, разборных летательных, спортивных аппаратов, снаряжения для подводного плавания, байдарок, горных велосипедов и т.д.) нет, это снаряжение можно ввозить в Монголию, декларируя его на таможне при въезде в страну. Принято дополнение к таможенному кодексу, которое предусматривает освобождение от пошлины товаров и оборудования, ввозимого в Монголию для туризма.

Запрещён ввоз наркотических, взрывчатых и отравляющих веществ, не консервированных мясопродуктов. Ограничения на ввоз и вывоз валюты отсутствуют.

Рыболовы, посещающие озеро Хубсугул, часто не знают, что установлен запрет на ввоз на территорию России рыбы и мяса из Монголии, и пытаются провезти с собой выловленную рыбу, которую на границе естественно конфискуют.

После отмены виз, поток туристов в Монголию удвоился, и поэтому сейчас идет обсуждение о реконструкции МАПП «Ташанта» и перевода ее в круглосуточный режим работы.

Приятного вам путешествия!

Автомобильное путешествие по Монголии


Свершилось, мы побывали в Монголии.
Мы – это я, Алексей, 56 лет и Стас, 31 год – работники одного из пермских заводов.
О поездке в эту страну начали задумываться примерно за полгода до ее осуществления, начитавшись интернетовских рассказов о почти девственной природе, малолюдности, отличной рыбалке в чистейших озерах и реках. Захотелось все увидеть своими глазами и, как говорится, испытать на собственной шкуре.
Из-за недостатка времени (в нашем распоряжении был только двухнедельный отпуск) и ограниченных возможностей имевшейся машины, решили пройти кратчайшим от границы и, как нам казалось, наиболее легким маршрутом (как мы ошибались!!!), познакомиться только с Северо-Западной частью страны.
Административно она относится к территории Баян-Ульгийского аймага (района), а географически расположена в горах Монгольского Алтая на высотах от 2000 до 2500 м над уровнем моря. На Севере этот аймаг граничит с российской Республикой Алтай, на Западе и на Юго-Западе - с КНР. Основное население – казахи, переселившиеся сюда еще в царское время.
Нашей конкретной целью было посещение и, по возможности, рыбалка на горных озерах Хотон, Хурган, расположенных почти на границе с Китаем, а также поездка на озеро Толбо в 70 км южнее столицы аймага – городка Баян-Ульгий.
Первоначально намеревались на собственной машине доехать до Баян-Ульгия, а там присоединиться к группе российских туристов, для которых одна из сибирских турфирм организовывала сплав по реке Ховд, вытекающей из озер Хотон-Хурган.
С руководителем этой турфирмы была достигнута договоренность о том, что нас вместе с группой на монгольских УАЗах доставят на озера, а дальше мы нанимаем один из них и путешествуем самостоятельно.
Однако, буквально в последние дни перед отъездом приходит сообщение, что выезд группы откладывается и мы остаемся наедине со своими планами.
К этому времени визы уже получены, снаряжение собрано, отпуска подписаны, поэтому решаем ничего не менять и попытаться осуществить поездку самостоятельно.
Выехали из Перми 22.05.09 после работы, в ночь. До российско-монгольской границы от Перми 3000 км, и по Монголии от границы до озер через Баян-Ульгий порядка 250 км.
Наше средство передвижения – инжекторная "девятка" 2001 года выпуска, слегка модернизированная для этой поездки. На ней были установлены пониженная главная передача и самоблокирующийся дифференциал, что существенно увеличило проходимость.
Кроме этого взяли с собой две запаски, минимально необходимые для возможной замены запасные части и датчики, ремонтные материалы и инструмент. Из жидкостей – масло и тосол.
За первые сутки миновали города Екатеринбург, Тюмень, Омск, без перерыва в четыре руки преодолели 1700 км и заночевали на берегу речки Омь (Фото 1).
Дальше позади остались города Новосибирск, Бийск, Горно-Алтайск и, лишь при одной, более-менее продолжительной, остановке на реке Катунь (Фото 2), следующей ночью в четыре часа утра по местному времени были на пограничном пункте пропуска "Ташанта", что находится в Республике Алтай.
Перед закрытыми воротами КПП уже стояла одна машина из Казахстана. Для пояснения: родственники «монгольских» казахов вынуждены ездить из Казахстана через территорию России, так как через Китай нужна виза, а общей границы у Монголии с Казахстаном нет.
Так вот, пристроившись за казахом, кстати, отличным компанейским парнем, остаток ночи покемарили прямо в машине. В девять часов утра началось какое-то шевеление на пункте пропуска, а в десять нас запустили за ворота и началось прохождение границы.
Таможня, транспортный и паспортный контроль: вся процедура на российской стороне заняла часа полтора. Потом проехали двадцать километров ничейной полосы и все повторилось у монголов. Только по времени в два раза дольше. Ну, некуда ребятам торопиться: служба ведь идет!
Наконец, мы на земле Чингисхана (Фото 3). Стас - за рулем. По привычке поддал газу - на вид дорога была вполне ровная, хоть и гравийная - но через километр поняли, что надолго при такой езде машины не хватит. На самом деле дорога представляла собой натуральную стиральную доску, на которой всю душу вытрясало и колеса готовы были вот-вот оторваться. Пришлось сбавить обороты и тащиться со скоростью 20-25 км/час.
Однако, быстро сообразили, что можно съехать с основного дорожного полотна и двигаться по одной из бесчисленных боковых дорог, проложенных по степи в том же направлении (Фото 4). Среди них попадались довольно ровные, позволявшие держать скорость до 40-50 км/час.
За небольшим поселком Цаганнур в 20 км от границы горы, видневшиеся по бокам, заметно придвинулись к дороге, бескрайняя степь сузилась до межгорной долины, начался подъем. Гравийное покрытие с основной дороги на Ульгий исчезло и она стала неотличима от множества боковых дорог.
Одна из них увела нас в горы и только когда машина стала греться, сориентировались по компасу и поняли, что едем не туда, куда нужно.
У нас собой был навигатор, но без карты Монголии. Ее не смогли найти даже в Москве. Зато имелась бумажная карта 20-тикилометровка всей страны с координатной сеткой через градус, городами, поселками дорогами и т.д.
Еще дома я каждый градус расчертил на сто частей, так что координаты любого объекта на карте можно было определить с точностью около 0,01 градуса. Пришлось прибегнуть к помощи этой карты и навигатора, который позволял определить наши истинные координаты.
Оказалось, мы отклонились сильно на Восток от дороги. Ввели в навигатор координаты Ульгия и, используя функцию "движение напрямую», поехали вдоль нарисованной на экране линии. Так снова выбрались на главную дорогу и дальше уже всегда пользовались этим приемом.
Монголия начала удивлять с самого начала. Окружающие пейзажи просто ошарашили. Горы вокруг постепенно становились все выше, появились снежные вершины. Но самым необычным и непривычным для наших глаз было полное отсутствие на них какой-либо растительности и абсолютное безлюдье (Фото 5). Только встречавшиеся редкие птицы (Фото 6), да суслики напоминали о пригодности здешних мест для обитания чего-либо живого.
Спустившись с первого перевала высотой 2200 м, попадаем на асфальтовую дорогу (!!!) приличного качества (Фото 7). Весело прокатились по асфальту 30 км и, так же неожиданно, как начался, он закончился.
Снова пошли уже знакомые нам бесчисленные накатанные колеи. На 90 километровом участке дороги до Ульгия преодолели еще один перевал высотой порядка 2000 метров. Весь путь от границы до городка занял около четырех часов.
О самой «столице» аймага сказать особо нечего, кроме того, что через нее протекает река Ховд, одна из крупнейших рек Монголии. Берет она свое начало как раз из тех озер, куда мы стремились попасть. Городок же представляет собой скопище глинобитных хижин с плоскими крышами, вперемешку с юртами (Фото 8,9). И только в районе рынка есть пара десятков двухэтажных домов и несколько кое-как асфальтированных улиц, оставшихся, видимо, еще с советских времен.
На рынке, который нашли с помощью местных жителей, разменяли 1000 рублей на их тугрики и прошвырнулись по магазинам в поисках сувениров. Но ничего стоящего не купили.
Зато нашли стоянку УАЗиков - такси, которые развозят народ по окрестным деревням. Начали узнавать у них про доставку на озера Хотон-Хурган. Долго на пальцах объясняли, что нам нужно, пока не подошел один парень немного говоривший по-русски. В прошлый сезон он работал на российскую туристическую фирму, возившую туристов как раз на эти озера.
Он зарядил за свои услуги по 100 долларов в день, бензин наш. На вопрос,- где взять разрешения на посещение погранзоны и национального парка в районе озер, ответил неопределенно. Типа, я сам все решу. Ну, что ж, взяли у него телефон (в городке работает сотовая связь) и решили сначала съездить на озеро Толбо. Тем более, что свободен этот водила будет только через день.
Нашли выезд из города и потихоньку со скоростью 20-30 км/час покатили на Юг. 70 километров до озера преодолели без проблем. По дороге пообщались с местным населением.
Сначала оказали помощь казаху, который безуспешно пытался завести свой мотоцикл ИЖ. Когда он показал свечи больше похожие на головешки, я их выбросил и дал ему две свечи из своего запаса. Он их ввернул в мотоцикл, тот сразу завелся. После длинной тирады, из которой поняли, что Россия - Монголия - дружба, разъехались каждый в свою сторону.
Второй раз остановились возле моста через высохшую речку, чтобы сфотографировать какие-то огромные монгольские символы, выложенные из камней на крутом берегу (это сколько ж надо труда было приложить!) (Фото 10). Из юрты, расположенной неподалеку прибежала толпа ребятишек во главе с родителем. Пришлось откупаться от них кульком сушек.
Больше ничего интересного по дороге до Толбо не было, за исключением окружающих гор. Чем дальше мы продвигались на Юг, тем они становились суровее и выше (Фото 11,12). Лицезрение горных вершин вызывало некую дрожь в коленках и одновременно желание все дальше погружаться в их нагромождение. Наверное, похожие чувства испытывает кролик, стоящий перед открытой пастью питона.
Тем не менее, целыми и невредимыми достигли верхней части озера (Фото 13). Долго искали какую-нибудь впадающую в него речушку, предполагая, что рыбалка там может быть более результативной, но ничего не обнаружили.
Тогда решили найти хотя бы место, защищенное от ветра. В этот день с Севера вдоль озера дул холоднющий и очень сильный ветер.
Нам повезло. За грядой береговых скал, возле кошары, сложенной из камней, нашли карман, где только-только можно было поставить палатку, и недалеко - машину, так чтобы ее не было видно с дороги (Фото 14,15).
Остаток дня посвятили устройству лагеря, приготовлению еды - за весь день не ели ничего горячего, отдыху, посиделкам за бутылкой водки и фотографированию окружающих пейзажей. Не рыбачили. Спать легли рано: сказались дорога и впечатления прошедшего дня
Наутро поутихло, и с восходом солнца я отправился кидать блесну. Бродил вдоль берега часа полтора, прежде чем мне повезло. Вытащил османа (горный голец по-научному) килограмма на полтора. Вернулся к палатке, разбудил Стаса. Рыбу пожарили и большую часть выбросили, потому что невозможно справиться с таким количеством мелких костей.